Дхармин, дхармата и дхармадхату
Перевод: Антон Мускин
Редактор: Анна Пестова
ཆོས་ཅན་ (чочен)
ཆོས་ཉིད་ (чоньи)
ཆོས་དབྱིངས་ (чоинг)
Дхармин ཆོས་ཅན་ (чочен) и дхармата ཆོས་ཉིད་ (чоньи) — это пара терминов, которые чаще всего используются вместе, чтобы показать разницу между тем, как феномены воспринимаются в рамках концептуального ума (для краткости «как проявляется», и каковы они есть на самом деле (для краткости «как есть»).
Для начала давайте разберёмся с дхарматой, которую как только не переводят — «истинная реальность», «чистое бытие», «абсолютная реальность» и т. д. Дхармата — это истинная природа любого феномена, то, «как есть». Что именно подразумевается под «истинной природой», напрямую зависит от колесницы и контекста. Это может быть «пустотность» или сразу «нераздельное единство пустотности и светоносности».
Дхармин — это феномен, каким он становится, когда мы остаёмся в неведении по поводу его истинной природы. В рамках подобного восприятия изначально чистое, «пустое-светоносное», проявление, пройдя через «шестерёнки» концептуального ума — восприятие, присвоение обозначения, оценочное суждение и т. д., — «кристаллизуется» для нас в отдельный объект, обладающий реальным независимым существованием. Это то, «как проявляется».
Например, ребёнок, не знающий, что истинная природа радуги «как есть» — это совокупность причин и условий: пространство + солнечный свет + водяная взвесь и т. д., — воспринимает её как реально существующую цветную арку или подкову — «как проявляется». Взрослый знает истинную природу радуги и воспринимает её соответственно — «как есть». Точно так же обычное живое существо, не знающее, что истинная природа любого феномена — это пустота-светоносность — «как есть», воспринимает их как реально существующие объекты — «как проявляется». Будда, знающий истинную природу, воспринимает любой феномен соответственно — «как есть».
Собственно, все методы медитации высших колесниц заключаются в том, что мы постоянно переводим внимание ума с аспекта «как проявляется» на аспект «как есть». В конечном итоге это приводит нас к реализации, что эти два аспекта представляют собой нераздельное единство.
Пара терминов «дхармата/дхармин» используется на этапе пути, а вот термин «дхармадхату» «пространство / сфера / измерение абсолютной реальности дхарм» используется на этапе достижения плода. Я бы даже сказал, это уровень воззрения, когда мы наконец постигаем нераздельное единство дхарматы и дхарминов. Это то «пространство/сфера/измерение», в котором никакого двойственного заблуждения уже быть не может.
В тексте Зурчунгпы есть цитата, в которой очень хорошо видна эта разница:
རྣམ་པར་རྟོག་པའི་མཚན་མ་ཅི་བྱུང་། རྟོག་པ་དེ་ཉིད་ཆོས་ཉིད་ཡིན་ཤེས་ན། ཆོས་ཀྱི་དབྱིངས་ཉིད་གཞན་དུ་བསྒོམ་མེད་དགོས།
Какие бы концептуальные идеи усложнённого мышления ни возникали, если осознаёшь каждую отдельную мысль «как есть» [с позиции] её абсолютной природы (дхармата), нет необходимости медитировать на каком-то ином пространстве абсолютной природы (дхармадхату)…
В пользу такого понимания говорит и название известного текста Лонгченпы «Драгоценная сокровищница дхармадхату», где он объясняет, что собой представляет это пространство/сфера/измерение — реальность, какова она есть на самом деле.